- Гістарычны агляд:
В Октябрьском районе столицы, на площади Казинца, возвышается храм в честь святой белорусской земли, не изменившей своей вере в годы гонения на православных, - святой праведной Софии Слуцкой.
Символично то, что в 1582 году эта земля принадлежала Яну Курашу, подстаросте Менскому, который был в составе делегации, выполнявшей миротворческую миссию во время вооружённого конфликта между Ходкевичами и Радзивиллами в Вильно. Из жизнеописания святой мы знаем, что, когда приближался срок брака княжны Софии с князем Янушем, то произошёл конфликт из-за Копыльского княжества, которое входило в часть приданого. В это противостояние был втянут опекун Софии Иероним Ходкевич. Шли суды из-за того, что у опекуна княжны Софии Юрьевны образовался огромный долг перед Радзивиллами. Ходкевичи не могли его выплатить, а Радзивиллы не хотели его прощать. И хотя тяжба началась между Радзивиллами и Яном-Каролём Ходкевичем, в конфликт вовлекли и опекуна княжны.
Обе стороны готовились к войне. Войска Радзивиллов подошли к Вильне, где жил Иероним Ходкевич в доме со своей подопечной (в Вильнюсе сохранились остатки этого дома по улице Савич). Послы короля, как и униатский митрополит Ипатий Потей, не смогли примирить стороны. Был объявлен трёхдневный молебен во всех храмах и монастырях Слуцка. Сохранились свидетельства об отказе Софии на брак с Янушем: она указывала на то, что Януш Радзивилл был ей дальним родственником и к тому же протестантом по вероисповеданию. Но ради примирения сторон она всё же соглашается на брак. Как сказано в житии святой: "Во имя мира приняла Святая подвиг крестоношения в браке".
Судьба сироты была не сладкой. Трудно сказать, была ли София счастлива в браке. Всю жизнь она посвятила служению своему народу и Православной Церкви.
В Западнорусском крае с 1596 года была объявлена уния с Римом. В то время город Слуцк принадлежал Софии, и княгиня встала на защиту народа и православных святынь "от униатского насилия". Жители города смогли сплотиться под сенью своих святынь в Слуцкое Преображенское Братство с целью сохранения своей веры. Княгиня убедила своего кальвиниста-мужа просить у короля Польши грамоту, которая запрещала бы принуждать её подданных к унии (Януш подтвердил эти права Слуцка и после того, как его супруга отошла ко Господу).
"Чтобы церкви, архимандриты, игумены, монастыри и братства в княжестве Слуцком и других владениях на вечные времена неприкосновенно, без всякой перемены были сохраняемы в совершенной свободе своего богослужения… уния в эти церкви не должна вводиться никаким насильственным или измышленным способом…". Благодаря этому Слуцк остался единственным городом Северо-Западного края неприкосновенным перед униатами.
Вместе с мужем София также много жертвовала и занималась благотворительностью. Благодаря ей Слуцк оставался твердыней Православия. Она защищала православных верующих от гонений и притеснений. Под её кров собирались знатные и простые люди из других имений, сохранившие верность Православию.
Сразу после преждевременной смерти София стала почитаться в народе как святая покровительница больных женщин, готовящихся стать матерями. Её мощи оказались нетленными, на её гробнице по вере притекающих к святой происходили чудеса. Есть свидетельства, что в 1848 г. крестный ход с мощами святой Софии спас город от холеры.
Официально Православной Церковью святая София княгиня Слуцкая (память 19 марта — 1 апреля) канонизирована по благословению владыки Пимена в 1984 г. Однако есть свидетельства о том, что княгиня была канонизирована ещё до государственного переворота 1917 года.
На Беларуси святую праведную Софию Слуцкую народ чтит с особой любовью. Мощи святой хранятся в минском кафедральном свято-Духовом соборе.
В 1996 году в Минске была зарегистрирована православная община в честь святой, настоятелем был назначен священник Анатолий Мозолевский, который возглавляет приход до сего дня.
Сначала богослужения совершались в арендованном помещении детской поликлиники, а затем в помещении торгового центра. В 2000 году был создан попечительский совет, начался сбор средств на строительство храма.
Финансовую помощь оказали УГП "Дорожный строительно-монтажный трест" Белорусской железной дороги, ГПО "Белавиаремонт", НПО "Интеграл" и другие предприятия. В 2004 году Андрей Леонидович Васильев, Георгий Юрьевич Пасейшвилли и Сергей Петрович Горбань пожертвовали средства на колокола для церкви.
С 4 ноября 2005 года, после поднятия куполов, богослужения стали проходить в нижнем храме, расположенном в цокольном этаже. Уважение и восхищение вызывает работа большого мастера резьбы по дереву Владимира Андреевича Коновалюка, который является автором и исполнителем иконостаса в нижнем храме в честь иконы Божией Матери "Спорительница хлебов".
Престол в верхнем храме был освящён в 2009.
После окончания строительства все силы были направлены на благоустройство внутреннего убранства новой церкви: был расписан алтарь верхнего храма и полностью расписан нижний храм, в 2012 году около церкви была установлена скульптура святой Софии, автором которой является известный белорусский архитектор Николая Лукьянчик.
При храме действуют воскресная школа, духовно-просветительский центр, работает библиотека, проходят духовные беседы, каждую субботу ведутся кружки для детей.
Приход сотрудничает с 19-й библиотекой столицы, с Минским государственным колледжем электроники, многое делается и в области социальной поддержки нуждающихся. При храме есть свой паломнический отдел, ежегодно проходят фестивали духовных песнопений.
Старожилы рассказывают, что в 50-х годах прошлого века на месте, где сегодня красуется храм, рос прекрасный яблоневый сад. Однажды сторож остановил проходивших мимо детей, угостил их целой корзиной яблок и сказал: "Здесь будет стоять церковь". Имя этого прозорливого человека мы не знаем, но ещё за 65 лет до строительства этого храма он провидел то, что место сие будет свято. Чудо и то, что храм стоит на землях Яна Кураша, который жил во времена святой и принимал деятельное участие в её судьбе.
Мария Крещенская
- Апісанне:
На вул Казінца. Пабудавана ў 2000 — 07 гг. з цэглы паводле праекта архітэктара М.І.Лук'янчыка.
Вырашана ў традыцыях старажытнарускага царкоўнага дойлідства. Крыжовы ў плане аб'ём малітоўнай залы завершаны 3-ярусным (васьмярык на 2 чацверыках) светлавым барабанам пад цыбулепадобным купалам; шатровыя дахі бакавых крылаў — макаўкамі. Да фасада далучаны прамавугольны прытвор з надбудаванай 4-граннай званіцай, шатровы дах якой завершаны макаўкай. Да 5-граннай апсіды далучаны ніжэйшыя 3-гранныя рызніцы. Фасады прарэзаны высока ўзнятымі арачнымі аконнымі праёмамі, крапаваны вуглавымі лапаткамі.
- Праваслаўныя храмы Беларусі: энцыклапедычны даведнік / А. М. Кулагін; [рэдакцыйны савет: Г. П. Пашкоў, Л. В. Календа]. — Мінск: Беларуская Энцыклапедыя, 2007. — 653 с. 2000 экз. ISBN 978-985-11-0389-4.
- Адрас
- 220064 г.Мінск, вул.Казінца, 108
- Тэлефон
- +37517-212-18-52
- Епархія
- Мінская
- Благачынне
- Мінскае шостае гарадское
- Вэб сайт
- http://ssofia.cerkov.ru/
- Архітэктар
- Лук'янчык Мікалай Іосіфавіч
- Від будаўніцтва
- першапачаткова праваслаўны будынак (пабудова)
- Тыпалогія храма
- прыходскі храм
- Стан храма
- дзейнічае
- Горадабудаўнічае рашэнне
- прыходскі комплекс
- Будаўнічы матэрыял сцен
- мураваны
- Год сканчэння будаўніцтва
- 2011
- Стагоддзе сканчэння будаўніцтва
- 21













2008-2025
Пры выкарыстанні матэрыялаў сайта, калі ласка, спасылайцеся на hram.by і аўтараў.